Минобрнауки РФ: система высшего образования со стресс-тестом пандемии коронавируса справилась

article5f0321209ba658.32030135.jpg

Минобрнауки РФ: система высшего образования со стресс-тестом пандемии коронавируса справилась

В рамках обсуждения на общественном совете при Минобрнауки РФ аналитического доклада «Уроки стресс-теста. Вузы в условиях пандемии и после неё» ректоры ведущих отечественных вузов пришли к выводу, что система высшего образования справилась со стресс-тестом пандемии коронавируса.

Россия выйдет из Болонской системы высшего образования


Россия выйдет из Болонской системы высшего образования. Об этом ещё в конце мая заявили в министерстве науки и высшего образования. Прежде всего, речь идёт об отказе от принятой двухуровневой системы подготовки в вузах — 4 года бакалавриата и 2 года магистратуры, и возвращении на специалитет. Какие ещё изменения ждут российские вузы и ограничит ли отказ от Болонской системы возможности студентов и преподавателей?

Новость о возможном отказе России от болонской системы образования стала одной из самых обсуждаемых в информационном пространстве. Если коротко — то переход к новой системе возможен, но точно не в ближайшее время.

Теперь попробуем разобраться. Система названа в честь Болонского университета, где была подписана декларация в 1999 году — с тех пор официально начался новый образовательный процесс. Россия присоединилась к нему в сентябре 2003 года и полностью на европейскую систему перешла в 2011-м. В основе принципов её формирования шесть пунктов, среди которых — введение двухуровневого высшего образования (бакалавриат и магистратура).

По словам Президента Российской академии образования Ольги Васильевой, присоединение России к Болонскому процессу предполагало интеграцию наших вузов в общеевропейское пространство и упрощение признания дипломов. А этих целей в рамках процесса достигнуть не удалось. Более того, из программы пришлось исключить несколько советских курсов, особенно по инженерным специальностям, которые сегодня очень востребованы.

Полный отказ либо запрет разделения учебы на бакалавриат и магистратуру в России невозможен, как минимум, по нескольким причинам. Многие студенты, уже окончившие бакалавриат, не смогут получить работу без степени магистра из-за квалификационных требований к должностям. Это касается, например, государственной гражданской и правоохранительной служб. Но опасаться не стоит — в стране продолжает работать и программа специалитета.

Теперь, по словам министра науки и высшего образования Валерия Фалькова, к Болонской системе надо относиться как «к прожитому этапу», и разрабатывать нашу собственную уникальную систему образования. В основе должны лежать интересы национальной экономики и максимальное пространство возможностей для каждого студента.

Ещё один вопрос, который волнует абитуриентов и студентов — останутся ли действительны дипломы, в случае перехода к другой система образования? Глава Минобрнауки России Валерий Фальков заявил, что отказ России от Болонской системы образования не отразится на признании отечественных дипломов за рубежом.

Таким образом, российскую сферу образования всё же ждут перемены. Однако отказ от болонской системы и переход будет поэтапным, заявил глава Рособрнадзора Анзор Музаев. На создание новой системы и организацию процесса уйдёт время. Более того он отметил, что выпускников школ о возможных изменениях следует предупредить как минимум за два года. Не должны пострадать и студенты. Сейчас главный приоритет — создать гибкую и открытую систему, которая обеспечит качественное образование и расширит профессиональные возможности.
_________________________
Мы рядом в:
vk.com/irystontv
ok.ru/irystontv
youtube.com/irystontv
zen.yandex.ru/irystontv
t.me/irystontv

ЗАЧЕМ НАМ НУЖЕН СВОБОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ? БУДУЩЕЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ ПОСЛЕ ПАНДЕМИИ


В 2020 году эпидемия коронавируса вскрыла архаичность системы высшего образования в России. Студенты платят деньги за устаревшие учебные программы и никому ненужные лекции. Преподаватели находятся под бессмысленным административным диктатом и вынуждены тратить значительную часть своей жизни на заполнение отчетности. После того как весной занятия были перенесены в онлайн, необходимость изменений в высшей школе стали очевидны. Одним из ответов на этот вызов стал Свободный университет — содружество преподавателей, которые решили придумать высшее образование заново.

Проект начался в конце августа как волонтерское объединение 20 специалистов, он привлек несколько сотен студентов, и сейчас делает следующие шаги. Как должно выглядеть современное образование? Нужно ли сохранять академические форматы работы? Кто и зачем идет учиться в Свободный университет? Об этом, а также о будущем свободного образования в России дискутируют преподаватели проекта.

#ФондМихаилаПрохорова #крякк2020 #НоваяЭтика

Высшее образование в ПОСТ-COVID-19: переосмысление и реинжиниринг [Международный онлайн-форум 2020]


Международный онлайн-форум
«ПОСТ-COVID-19: переосмысление и реинжиниринг высшего образования»
Международные эксперты и лидеры образования, государственные деятели обсудят проблемы фундаментального переосмысления развития и роли Университетов в обществе после пандемии.

Дата проведения: 6 мая 2020 г.,17.00 по времени Нур-Султан (UTC+6)
Организаторы:
Министерство образования и науки Республики Казахстан
Алматы Менеджмент Университет
Форум проводится на дискуссионной площадке экспертов в образовании Фонда Первого Президента и Академии Елбасы — «Birge oqý»

Вопросы для обсуждения:
• Как высшее образование отвечает на вызовы COVID-19?
• Трансформация и/ или развитие высшего образования.
• Новая реальность цифровизации высшего образования в ПОСТCOVID-19.
• Создание новых моделей высшего образования: экономика, университеты, общество и государство.
• Экономические последствия COVID-19 на национальном и глобальном уровне, в том числе и на высшее образование.

Выступления спикеров
0:10 Дмитрий Песков, специальный Представитель Президента РФ по цифровому и технологическому развитию
19:02 Мирас Дауленов, вице-министр образования и науки Республики Казахстан
32:14 Каха Шенгелия, президент Международной Ассоциации Президентов Университетов (IAUP), Грузия
39:15 Витольд Биеленски, ректор Kozminski University, Польша
1:00:00 Олжас Худайбергенов, советник Президента РК по экономическим вопросам
1:10:00 Рубен Ениколопов, ректор Российской экономической школы (РЭШ)
1:24:00 Зоя Зайцева, региональный директор QS по Восточной Европе и Центральной Азии
1:37:15 Асылбек Кожахметов, президент и основатель «Алматы Менеджмент Университет», Президент Гражданского Альянса Казахстана
1:53:50 вопросы — ответы

Как пандемия изменила спрос на высшее образование


В прошлом году государство увеличило число бюджетных мест в вузах. На это были несколько причин: пандемия ударила по доходам населения – коммерческие места стали не по карману, как и переезд в другой город для учебы. Ожидалось снижение результатов ЕГЭ.

Замещая платные места бюджетными, государство стремилось сохранить доступность высшего образования. Анализ Мониторинга качества приема в вузы НИУ ВШЭ показал, что эта цель выполнена: ухудшение качества набора не произошло, во многих регионах оно даже улучшилось. Вместе с тем, такое серьезное вмешательство государства несет и угрозы для качества высшего образования. На открытом семинаре 18 мая обсудим, какие возможные отрицательные эффекты может вызвать такое решение и чем это подтверждается.

В частности, есть угроза, что рост контрольных цифр приема в региональных вузах может отрицательно сказаться на качестве подготовки инженеров. Она подтверждается анализом структуры приема: естественные и технические науки показали снижение доли «высокобалльников». Возможно, нужно менять образовательные программы, чтобы обучать студентов с недостаточным уровнем подготовки без потери качества.

В докладе будет представлен анализ влияния роста бюджетных мест на перераспределение приема между двумя столицами и регионами, а также на изменение спроса на платное образование. С этого рынка уходят семьи с недостаточной платежеспособностью – им стали доступнее бюджетные места в регионах, а спрос более обеспеченных концентрируется в двух столицах. Это может усилить диспропорции в системе высшего образования и связанное с ними неравенство.

Докладчики:
Кирилл Викторович Зиньковский
Директор центра финансово-экономических решений в образовании Института образования НИУ ВШЭ, профессор

Ирина Всеволодовна Абанкина
Главный научный сотрудник Центра финансово-экономических решений в образовании Института образования НИУ ВШЭ, профессор

Дискуссанты:
Денис Витальевич Николаев
Специалист по образованию Всемирного банка

Нияз Камилевич Габдрахманов
Научный сотрудник ПУЛ «Развитие университетов» Института образования НИУ ВШЭ

Модератор:
Олег Валерьевич Лешуков
Заведующий ПУЛ «Развитие университетов» Института образования НИУ ВШЭ

Информация для правообладателей